Пятница, 21 Сентябрь 2012 03:18

Шляховая улица

Многолетний опыт давал казакам возможность чувствовать себя уверенными и в военном деле, и на поле. Но когда дело доходило до гончарного, сапожного, портняжного мастерства - тут они уступали приоритет «городьбе» - иногородним, селившимся рядом с ними с первых лет появления станиц. Их кузни, бондарки, колесни, лавки, мастерские по пошиву одежды, обуви, изготовлению ювелирных украшений стояли обычно на Шляховой улице, проходивший через центр многих тогдашних населенных пунктов. Название свое эта улица получала от шляха (дороги), который заворачивал из степи в станицу, соединяя ее с многочисленными хуторами, селами, городом. Попасть в центр станицы и открыть там лавочку, или, как тогда говорили, «свое дело», стремились многие из тех, кто направлялся сюда в поисках счастливой жизни. Пришельцы получали ироническое прозвище «рассейцы», возникали скорые поговорки об их занятиях: «Рассея хлеба не сея», «мелочь пузатая: ни вилами ковырять, ни шашкой рубануть», об их первых хатах - «хоромы из земли и соломы». Однако обойтись без иногородних казаки не могли. В станице выделяли специальное место для постройки их жилищ, называемое «городок». Редко здесь попадались люди ленивые, бесшабашные, легкомысленные, чаще это были истинные мастера, не нашедшие счастливой доли на скудных землях Нечерноземья и отправившиеся в далекий путь с последней надеждой благополучно устроить свою жизнь. Они работали в станице не только на уборке хлеба - каждое утро в те горячие дни по улицам «городка» можно было видеть мажары, собиравшие людей для работы в поле, - но и помогали казакам в доме: мастеровых людей приглашали починить плуг, борону, сеялку, наладить работу молотилки, паровика, сноповязалки. Наиболее сноровистые и трудолюбивые пристраивались к казачьим…
Пятница, 21 Сентябрь 2012 03:14

Конопляная одежда. Сбор конопли

Конопля была необходима для шитья одежды. В то время казаки предпочитали наряды именно из такого материала, потому что он легко стирался, был комфортным и под раскаленным солнцем в них было совсем не жарко устраивать кулачные бои, работать в поле, ездить на коне.  Мужчины выдергивали коноплю руками из земли, затем аккуратно укладывали в мажару и отвозили к реке. Там ее пучками погружали в воду, утапливали, а сверху, чтобы вода не снесла, забрасывали багном (илом). Через неделю-другую листья оседали на дно, и как только «шкура» - волокна - начинала отделяться от набухшего ствола растения, будылки вытаскивали на берег реки, ставили шалашиком для просушки, затем это все свозили в свой двор. Выбрав удобный день, во дворе укрепляли переясло - бревно под наклоном, об него с силой били будылками конопли. От них отскакивали кострики - щепки (ими после топили печь), нити собирали в клубки, а чтобы они были еще мягче - детишки их раскатывали по полу и терли своими ножками, обутыми в старые чувяки. Из клубков на пряхе вытягивали нить, которая наматывалась на скалку и превращалась в большой клубок. Если клубков было много, то в комнату заносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось великое волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из него потом шили любую одежду. Самая тонкая пряжа специально оставлялась для детского белья и женских сорочек. Полотно, предназначенное для скатертей, расстилали на берегу реки многометровыми полосами, которые отбеливали при помощи воды, глины и солнца. Работа на станке не казалась монотонной, так как проходила в особой обстановке. Изготовлением полотна обычно занимались зимой,…
Пятница, 21 Сентябрь 2012 03:09

Невестин сундук

Повесть Аркадия Первенцева «Баллада о детстве», посвященная временам Гражданской войны на Кубани, начинается с описания необычного семейного сундука, который привлекал внимание не только тем, что был окован «белой, никогда не ржавеющей жестью», но и прежде всего... музыкальным замком. Как только в него заходил и медленно проворачивался ключ, открывалось «главное - пение музыкального замка, какое-то скрытое чудо, колдовские мелодии тонкоголосых, певучих аккордов» . Не у каждой девушки-казачки был именно такой «музыкальный» сундук, но уж точно в каждом доме, где были девчата на выданье, что-то подобное имелось. Когда приходило время, дочь просила своего отца купить ей сундук. И не стоило сомневаться, что на базаре отец будет придирчиво рассматривать каждый сундук со всех сторон. Не один раз подойдет он к тому сундуку, который ему приглянулся, втайне желая, чтоб оказался тот с диковинкой: то ли с музыкальным замком, то ли окованный фигурными медными полосами, то ли разрисованный сказочными цветами. Можно было украсить изделие и по-другому: добавить фигурные рейки на лицевой стороне, снизу - прикрепить выточенные ножки. На каждой стороне для удобства транспортировки помещали две железные скобы-ручки. Когда сундуки доставлялись владелицам, девушки оклеивали их изнутри вощеной парфюмерной бумагой, отчего всякий раз, когда изделие открывали, из него по комнате неторопливо расплывался запах сирени или душистой белой акации. Подобный сундук могли изготовить и на месте, по заказу; могли передавать из поколения в поколение, от матери к дочери. Если тот был «счастливым» и приносил удачу в замужестве, его ревниво оберегали. Когда мать передавала его дочери, сундук никогда не был пустым; на дне его «забывались» свадебные рушники или покрывала.…
Пятница, 21 Сентябрь 2012 03:01

Домотканая рубаха

Многое в хозяйстве казаки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Да и несвойственны им были праздность, безделье, пустые разговоры. Сделанные вещи берегли долго, ценя заложенный в них труд и трепет мастерства. Слово «домотканый» - старинное, в настоящее время почти не употребляется. И связано это с тем, что изменилось время, жизнь и быт казаков, их желания и потребности. Но волшебные крылья памяти могут перенести нас в прошлое, и мы увидим, что означало слово «домотканый» в казачьем быту. Едва стаивал снег и устанавливалась хорошая погода, как казаки спешили в поле проводить посевную. Вместе с другими сельскохозяйственными культурами сеяли и «прядиво» - так в то время называли коноплю. В течение всего периода роста за ней присматривали, ухаживали, пропалывали зеленые рядки и постоянно прореживали, чтобы будылки - основные стволы растения - были толщиной с большой палец. После уборки зерновых и подсолнечника наступал черед собирать коноплю - она к этому времени уже полностью высыхала, и ее большие листья обвисали, как тряпки.

Последние публикации

Конец Запорожской Сечи

16.10.12

В мае 1775 года российские полки по окончании русско-турецкой войны 1768-1774 года следовали домой, на места расквартирования. От возвращающейся с театра военны...

Хотинская битва - как казаки спасли Европу

16.10.12

Пристально вглядываясь в наше прошлое, мы все яснее понимаем - осень это не только время сбора плодов, это еще и пора героев и больших, но кровавых побед. Поэто...

Сказание о кубанских богатырях

21.09.12

Богатыри жили в горах и редко появлялись в степях. Что делали в горах богатыри - неизвестно, но со степями их связывали или случай, или конь. Богатырь без коня ...

Про бабку Бобриху

21.09.12

По всей улице коровы перестали доиться. Да не одна или две, а все сразу. Пошел слух: «Все это проделки бабки Бобрихи. Больше некому!» Жила у нас такая по сосед...

О переселенцах

21.09.12

Рассказывали как-то, как воронежских мужиков переселяли на Кубань. Заметят, бывало, на базаре или на ярмарке высокого, стройного парня - и за ним! Выловят, тут...